Тема: Информационная безопасность в
системе национальной безопасности РФ
Вопросы для
обсуждения:
1.
Понятие
национальной безопасности.
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной
безопасности Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
(далее - Стратегия).
Стратегия является базовым документом по планированию
развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в
котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной
безопасности, основой для конструктивного взаимодействия органов
государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты
национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
В Стратегии раскрываются следующие понятия:
·
- «национальная безопасность» -
состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних
угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные
качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и
устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
·
- «национальные интересы Российской
Федерации» - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в
обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и
государства;
·
- «угроза национальной безопасности» -
прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам,
свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и
территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне
и безопасности государства;
·
- «стратегические национальные
приоритеты» - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по
которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской
Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана
суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
·
- «система обеспечения национальной
безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
·
- «силы обеспечения национальной
безопасности» - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена
военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы
государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной
безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
·
- «средства обеспечения национальной
безопасности» - технологии, а также технические, программные, лингвистические,
правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы,
используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора,
формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
С учетом положений Стратегии и
в качестве меры законодательной поддержки для ее реализации был разработан,
внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации, принят и 29 декабря 2010 г. вступил в силу Федеральный
закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон не содержит понятийного аппарата,
так как в нем применяются термины, используемые в Стратегии.
В Федеральном законе в отличие от ранее действовавшего
Закона раскрывается содержание деятельности по обеспечению безопасности (статья
3), которая включает в себя:
o
1) прогнозирование, выявление, анализ и
оценку угроз безопасности;
o
2) определение основных направлений
государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения
безопасности;
o
3) правовое регулирование в области
обеспечения безопасности;
o
4) разработку и применение комплекса
оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению
угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
o
5) применение специальных экономических
мер в целях обеспечения безопасности;
o
6) разработку, производство и внедрение
современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники
двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
o
7) организацию научной деятельности в
области обеспечения безопасности;
o
8) координацию деятельности федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения
безопасности;
o
9) финансирование расходов на
обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
o
10) международное сотрудничество в целях
обеспечения безопасности;
o
11) осуществление других мероприятий в
области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В отличие от Закона в Федеральном законе более четко
сформулированы принципы обеспечения безопасности, к основным из которых
отнесены:
o
- соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина;
o
- законность;
o
- системность и комплексность применения
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами
местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических,
информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
o
- приоритет предупредительных мер в
целях обеспечения безопасности;
o
- взаимодействие федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов с общественными объединениями,
международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Основными приоритетами
национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона,
государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения
национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов
национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах
устойчивого развития:
·
• повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной
безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
·
• экономический рост, который достигается прежде всего путем развития
национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
·
• наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые
развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования
государственно-частного партнерства;
·
• экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание
которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития
прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного
потенциала страны;
·
• стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство,
которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной
модели мироустройства.
Реализация указанных приоритетов
должна обеспечиваться в экономике, в социальной, внутриполитической,
международной, информационной и других сферах.
Таким образом,
укрепление информационной безопасности является одним из направлений
обеспечения стратегических приоритетов. Роль информационной безопасности и ее
место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что
государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной
политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему
информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном
всех основных компонентов государственной политики в единое целое.
2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере
Государственная политика в области защиты
национальных интересов является высшим, интегрированным звеном внешней и
внутренней политики России и представляет собой систему целей, совокупность
принципов, норм, направлений и форм деятельности органов государственной власти
в сфере обеспечения национальной безопасности и устойчивого
социально-экономического развития Российской Федерации.
В области обеспечения информационной
безопасности государственную политику следует рассматривать как отдельную сферу
государственного управления, хотя и пронизывающую всю систему обеспечения
национальной безопасности, но имеющую собственные закономерности и принципы
развития, оригинальные пути и методы реализации поставленных задач. Это
деятельность системы органов государственной власти и управления федерального и
регионального уровней по достижению заданных политических,
социально-экономических, нормативно-правовых, организационных и иных параметров
в целях обеспечения требуемого уровня национальной безопасности в
информационной сфере и динамики социально-экономического развития государства.
Как видно из данного определения,
государственная политика РФ в области защиты национальных интересов в
информационной сфере должна увязываться с реализацией стратегических
национальных приоритетов в области обеспечения информационной безопасности,
опираться на базовые принципы, иметь собственную логику реализации и
уполномоченные органы, составляющие систему и ответственные за ее формирование
и проведение в жизнь.
Национальными интересами в информационной
сфере являются:
а) обеспечение и защита конституционных
прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и
использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании
информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических
институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а
также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных,
исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа
Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и
бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее -
критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи
Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии
и в военное время;
в) развитие в Российской Федерации отрасли
информационных технологий и электронной промышленности, а также
совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических
организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения
информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения
информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной
общественности достоверной информации о государственной политике Российской
Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и
мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в области культуры;
д) содействие формированию системы
международной информационной безопасности, направленной на противодействие
угрозам использования информационных технологий в целях нарушения
стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического
партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту
суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий