вторник, 12 марта 2019 г.

Для студентов 3 курса по дисциплине "Информационная безопасность"


Тема: Информационная безопасность в системе национальной безопасности  РФ

Вопросы для обсуждения:
1.    Понятие национальной безопасности.


В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее - Стратегия).
Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В Стратегии раскрываются следующие понятия:
·   - «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

·   - «национальные интересы Российской Федерации» - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
·   - «угроза национальной безопасности» - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
·   - «стратегические национальные приоритеты» - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
·   - «система обеспечения национальной безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
·   - «силы обеспечения национальной безопасности» - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
·   - «средства обеспечения национальной безопасности» - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

С учетом положений Стратегии и в качестве меры законодательной поддержки для ее реализации был разработан, внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, принят и 29 декабря 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон не содержит понятийного аппарата, так как в нем применяются термины, используемые в Стратегии.
В Федеральном законе в отличие от ранее действовавшего Закона раскрывается содержание деятельности по обеспечению безопасности (статья 3), которая включает в себя:
o                  1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
o                  2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
o                  3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
o                  4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
o                  5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
o                  6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
o                  7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
o                  8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
o                  9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
o                  10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
o                  11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от Закона в Федеральном законе более четко сформулированы принципы обеспечения безопасности, к основным из которых отнесены:
o                  - соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
o                  - законность;
o                  - системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
o                  - приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
o                  - взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
·   • повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
·   • экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
·   • наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
·   • экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
·   • стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Реализация указанных приоритетов должна обеспечиваться в экономике, в социальной, внутриполитической, международной, информационной и других сферах.
Таким образом, укрепление информационной безопасности является одним из направлений обеспечения стратегических приоритетов. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере




Государственная политика в области защиты национальных интересов является высшим, интегрированным звеном внешней и внутренней политики России и представляет собой систему целей, совокупность принципов, норм, направлений и форм деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В области обеспечения информационной безопасности государственную политику следует рассматривать как отдельную сферу государственного управления, хотя и пронизывающую всю систему обеспечения национальной безопасности, но имеющую собственные закономерности и принципы развития, оригинальные пути и методы реализации поставленных задач. Это деятельность системы органов государственной власти и управления федерального и регионального уровней по достижению заданных политических, социально-экономических, нормативно-правовых, организационных и иных параметров в целях обеспечения требуемого уровня национальной безопасности в информационной сфере и динамики социально-экономического развития государства.


Как видно из данного определения, государственная политика РФ в области защиты национальных интересов в информационной сфере должна увязываться с реализацией стратегических национальных приоритетов в области обеспечения информационной безопасности, опираться на базовые принципы, иметь собственную логику реализации и уполномоченные органы, составляющие систему и ответственные за ее формирование и проведение в жизнь.

Национальными интересами в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий